Российским законодателем понятие «сообщения о преступлении» дано в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно указанной нормы права сообщением о преступлении является заявление о преступлении, явка с повинной либо рапорт об обнаружении преступления.
Заявление о преступлении может быть как в устном, так и в письменном виде. При этом письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное заносится в протокол, который также подписывается заявителем и лицом, принявшим его.
Под явкой с повинной действующее законодательство понимает добровольное заявление лица с сообщением о совершенном им преступлении. Такое заявление может быть сделано как в письменной форме, так и в устном виде.
Указанные формы сообщений о преступлении предназначены для всех граждан.
Принять и осуществить предварительную проверку сообщения о преступлении обязано и вправе только должностное лицо правоохранительного органа. Эта обязанность – одно из проявлений общего правила, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ, - обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Обязанность принятия сообщения о преступлении позволяет говорить о наличии у следователя (дознавателя и др.) на стадии проверки задачи реагирования на каждый факт совершения деяния, содержащего уголовно-процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления.
Между тем проведение проверки сообщения о преступлении согласно УПК России в пределах той компетенции, которая отведена указанным кодексом конкретному правоохранительному органу.
Проведение проверки по поступившему сообщению о преступлении четко регламентировано процессуальными сроками, отведенными уголовно-процессуальным законом для указанного действия.
Исчисление процессуальных сроков, предназначенных для проверки, начинается с момента регистрации сообщения о преступлении в правоохранительном органе в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов, регламентирующих указанную процедуру. При этом лицу, сообщившему о преступлении, выдается документ – талон-уведомление, свидетельствующий о факте регистрации описанного в сообщении преступления.
Далее, по общему правилу, закрепленному в статье 144 УПК РФ, в течение 3 суток с момента принятия сообщения о преступлении по нему проводится проверка, в ходе которой соответствующее должностное лицо вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследования документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих мероприятиях специалистов, а также получать от редакций, главных редакторов средств массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, имеющиеся в их распоряжении.
В случае проведения большого объема проверочных мероприятий, необходимых для проверки поступившего сообщения о преступлении, срок проверки соответствующим руководителем органа расследования может продлеваться как до 10, так и до 30 суток.
За время дополнительного срока проверки должностным лицом, её проводившим, могут выполняться осмотры предполагаемого места происшествия, судебно-медицинское исследование трупа, получение объяснений, сбор имеющих значение для проверки документов и т.п.
По результатам проведенных по сообщению о преступлении проверочных мероприятий в регламентированный законом процессуальный срок должностное лицо принимает одно из трех решений, закрепленных в статье 145 УПК РФ.
Указанные решения в обязательном порядке подлежат письменному оформлению в виде постановления единолично следователем или дознавателем.
Так, первое из решений, о котором говориться в приведенной выше статье кодекса, является возбуждение уголовного дела. Общий порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения закреплен в статье 146 УПК РФ. Между тем, в Уголовно-процессуальном кодексе регламентирован и порядок возбуждения уголовных дел частного и частно-публичного обвинения (ч. 4 ст. 20, ст. 147 и ч. 3 ст. 318 УПК РФ).
Постановление о возбуждении уголовного дела выносится только в том случае, когда проведенной по сообщению о преступлении проверкой установлено наличие соответствующих поводов и оснований.
Если проведенной проверкой не удалось собрать достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны преступления, должностное лицо выносит решение об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с требованиями статьи 148 УПК РФ.
Третье процессуальное решение – это передача сообщения о преступлении по подследственности в другой орган расследования или расположенный на другой территории.
В отличие от первых двух решений описываемого решение является промежуточным. Иначе говоря, его вынесение не завершает рассмотрение сообщения о преступлении. После него в обязательном порядке по материалу проверки должно выноситься решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.
О каждом из трех перечисленных решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в обязательном порядке письменно с приложением копии соответствующего постановления уведомляется лицо, его сообщившее, с разъяснением порядка его обжалования.
Старший прокурор отдела по надзору за следствием
и дознанием в органах внутренних дел
прокуратуры Краснодарского края
советник юстиции А.А. Манаев